Новости

Миша Москвин-Тарханов: "Уровень жизни за три года повысится...

06.08.2012
Миша Москвин-Тарханов:

В 1-ые деньки нового года невольно оглядываешься на год прошедший.- Одна из важнейших задач, которую предстоит решать в ближайшие годы, - создание рынка доступного жилья. - Пакет документов "о доступном жилье" нуждается в переработке.

Почему? Условно нормы принятого пакета законов можно разделить на три блока: экономический, социальный, технологический. Экономический блок пакета делали настоящие профессионалы.

Эти нормы позволяют раскрутить маховик привлечения инвестиций в жилищное строительство, в том числе от частных лиц, усовершенствовать механизмы коммерческой и социальной ипотеки. По-моему, Москва лучше других русских регионов вышла из этой сложный ситуации.

Сыграла положительную роль сумма причин: организаторский талант Юрия Лужкова плюс финансовая система столицы, плюс слаженная работа Мосгордумы и столичного правительства. В прошедшем году мы также приняли закон о Генеральном плане городка, что очень принципиально.

Тем завершено создание градостроительного законодательства, сформирован неплохой бюджет на 2006 год, подготовлены социальные законы, расширяющие льготы для москвичей, сформулирована общая программка наиблежайшего развития столицы. В новеньком году собираемся наращивать долю соц выплат малоимущим, инвалидам, многодетным.

Существенную поддержку получат работники образования, здравоохранения, бюджетники, пожилые люди. Подразумевается навести на эти цели 50% бюджета. Это много.

Таким макаром, мы сможем повысить к концу 2008 года валютные доходы москвичей, я полагаю, раза в два. Правда, если инфляция сохранится на уровне 10% в год, реальный актуальный уровень за три года повысится в полтора раза. На чем основаны расчеты?

За 11 месяцев прошедшего года в Москве прирост валового регионального продукта превысил 16%. По итогам 2005-го вероятнее всего составит 18 - 19%. Это порождает социальные, национальные и конфессиональные препядствия.

Думаю, единственный оптимальный путь сейчас - переход к политике организованного набора рабочей силы на базе межгосударственных и межрегиональных соглашений. На базе сотрудничества органов гос власти, местного самоуправления и частного предпринимательства.

В городах и регионах Средней Азии, Белоруссии, Украины и Молдавии надо создавать специальные бюро для организованного набора квалифицированных рабочих.- Миша Иванович, сколько же требуется городку рабочих рук, чтоб удачно развиваться?

- Необходимо приблизительно 40 тыщ не плохих обученных рабочих, чтоб обеспечить производства, на которые не идут москвичи. - Другими словами, вы ведете речь о гастарбайтерах? Как мне понятно, сейчас на строительстве жилых домов в городке трудятся в главном приезжие...

- Так было и ранее. Москва в протяжении всего собственного русского периода росла за счет приезжих, приток которых регулировался оргнаборами и комсомольскими призывами. Рабочих набирали по заявкам компаний, давали им по лимиту московскую "прописку".

Лимитчики трудились на ЗИЛе и АЗЛК, были чернорабочими на стройках, рабочими в ДЭЗах и РЭУ, вывозили мусор... За 10 - 15 лет они адаптировались, социализировались, получали жилище, делали семьи.

Их малыши, уже москвичи, окончили школы и университеты и не захотели работать там, где трудились их предки. Потому и приходилось завозить в Москву новые и новые трудовые армии. В те времена в столицу раз в год приезжало 80 - 100 тыщ лимитчиков.

Сейчас уровень безработицы в городке меньше 1-го процента. Москвичи не идут на непристижную работу, да у их и нет в этом необходимости. Поменялся этнический состав приезжающих в столицу на работу, и у их стало меньше прав.

На стройках трудятся граждане наших бывших союзных республик, в главном таджики. Неконтролируемый поток рабочей силы из государств близкого зарубежья вливается в Москву и другие большие городка Рф.

Для сопоставления: в эру японского и германского чуда экономический прирост в этих странах был 10 - 15%. Экономические успехи столицы значительны. Но есть и небезопасные сдерживающие причины. Это, сначала, транспортный и энергетический предел, нехватка рабочих рук.

Одновременно несколько снижена степень социальной защищенности детей, стариков, инвалидов, малообразованных граждан, которые сегодня не могут выйти на рынок жилья. Однако наиболее проблемным стал технологический блок.

Новый Градостроительный кодекс РФ должен, по замыслу разработчиков, произвести революцию в градостроительстве. Но, на самом деле, он может нанести ущерб архитектурно-строительной отрасли. Чем он запомнился?

С таким вопросом мы обратились к депутату Мосгордумы Мише Москвину-Тарханову. - Воспоминания от 2005-го самые противоречивые. Что мы смогли сделать для городка?

Главное - вышли из сложной ситуации, связанной с введением федерального закона N122, который все знают как закон о монетизации льгот. Мы мобилизовали массивные городские ресурсы, чтоб смягчить последствия введения закона, который был принят, считаю, поспешно и непродуманно.

Они увеличили в целом платежеспособный спрос на жилые помещения уже в прошлом, 2005 году. Социальный блок носит почти во всем спорный характер. При решении жилищных проблем преимущество отдано активным, молодым, здоровым и приспособленным людям.

Каждый такой претендент должен получить трудовую визу, вид на жительство, заключить контракт, пройти медицинское обследование и т. д. В случае нарушения законодательства России он будет депортирован на свою родину. Письмо с таким предложением я направил мэру Москвы.

Технологический блок не способен ускорить решение земельных вопросов, проблем проектирования и строительства. Блок подготовлен слабо. В продвинутых странах от начала подготовки документации до приемки объекта проходит более 3 - 4 лет.

Еще годом ранее я говорил: в 2005 - 2006-м будет происходить опережающий рост платежеспособного спроса по отношению к предложению на первичном рынке жилья, также и на вторичном. С чем мы сейчас и столкнулись. Не обеспечивается физический ввод нужного количества домов.

Ограниченность земельных участков под жилищное строительство в Москве, с одной стороны, и развитость финансовых институтов, спрос на жилье, с другой, приводят к росту цен. - Как в таком случае, на ваш взгляд, будут развиваться события в дальнейшем?

- Начнется инвестиционный бум, нефтедоллары уже двинулись в жилищное строительство. Это вызовет к 2007 - 2008 годам новый рост цен, поскольку сработает механизм "экономики ожидания".

Некоторой стабилизации можно ожидать в 2009 - 2010 годах, а сколько-нибудь заметного снижения цен (при условии, что отрасль будет успешно развиваться, а спрос относительно удовлетворяться) - не ранее 2011 - 2012 годов. По статистическим данным, примерно 28 млн. семей (или 61% населения страны) хотели бы улучшить жилищные условия, а около 4,4 млн. семей остро нуждаются в жилье.

Получил второе высшее образование юриста. С 1993 года москвичи постоянно избирают его депутатом МГД. Член фракции "Единая Россия".

Женат, имеет троих детей. Нужна правильная организация: выделение подготовленного количества участков в соответствии с планами и проектами застройки, выбор подрядчиков, проведение конкурсов, также закупка, производство строительных материалов, изготовление нужного количества труб, конструкций.

Причем, стройматериалы не должны быть очень дорогие. Нужны заводы строительных материалов, деталей, арматуры. Все это вместе образует единую систему. Очередной резерв - вывод "грязных" предприятий из центра и вообще из города.

На этих землях, после их необходимой обработки, можно будет возводить жилые кварталы. Чтобы темпы строительства смогли удовлетворить спрос на жилье, необходимо дальнейшее развитие отрасли, наращивание объемов работ. Но пока эта система слаба. Проблем много.

Однако мы настроены оптимистично. Экономические показатели у города хорошие, структурные подходы выбраны верно. Социальная и экономическая сферы находятся в динамическом равновесии. Беседовала Светлана Амелехина О нашем собеседнике:

Михаил Иванович Москвин-Тарханов родился и воспитывался в семье актеров МХАТа. После окончания МГУ работал в Институте молекулярной биологии АН СССР. В 1990 году был избран депутатом Фрунзенского райсовета столицы.

В Москве жилищный вопрос решается лучше, чем в других регионах страны. Уже сегодня в городе работает социальная ипотека, успешно запущена программа "Молодой семье - доступное жилье".

Семьи получают безвозмездные субсидии на покупку квартир, заключают договоры на приобретение жилья с рассрочкой платежа. - Что предстоит сделать в последнее время?

- Площадок под новое строительство в Москве мало, поэтому город перешел к комплексной реконструкции целых микрорайонов.