Новости

Деньги для управдома

07.08.2012
Деньги для управдома местный

10 млрд баксов - столько правительство перечислило в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Средства предусмотрены на ремонт аварийного жилища, и в конечном счете достанутся ремонтным организациям и производителям стройматериалов.

Челябинская область уже получила чуток более 1-го млрд рублей (всего в Фонде - 240 млрд), на очереди - минимум 35 регионов. Как хорошо взять эти средства? Попробуем дать подсказку. Шаг 1: для губернатора

Условия получения средств регионом прописаны в 185-м законе, вступившем в силу 21 июля прошедшего года. Предел финансирования определяется площадью жилища в регионе относительно всего жилого фонда страны (но менее 8 млрд рублей и более полумиллиарда; лимиты издавна рассчитаны - см. таблицу).

С правилами игры труднее. В законе перечислено 12 критерий, но их можно сгруппировать в три блока: демонополизация, наведение порядка в денег и ясное понятие - с точностью до дома - что чинить.

Демонополизация: более четверти организаций коммунального комплекса должны быть коммерческими, такими же - более половины управляющих компаний, более 5 процентов домов должны сделать ТСЖ. Все земляные участки под домами при всем этом должны быть поставлены на кадастровый учет.

Деньги: адресное начисление гражданам субсидий в валютной форме, ликвидация перекрестного финансирования в тарифной политике, отказ от дотаций компаниям коммунального комплекса на содержание инфраструктуры, с формированием вкладывательной составляющей в тарифе. В конце концов, софинансирование со стороны региона.

Любопытно, что требования ужесточаются для тех регионов, кто вступает в программку позднее. С 2010 года толика коммерческих управляющих компаний возрастает до 80 процентов, а число коммерческих организаций ЖКХ должно быть больше 50 процентов уже с 1 января следующего года.

Вобщем, даже регионы, вступающие в программку первыми, должны обещать эскалацию демонополизации в согласовании с этими темпами. Самое интересное - выбор подрядчика, конечного получателя средств.

Г-н Цицин подчеркивает: каким будет порядок выбора подрядчика - решать субъекту. Возможно, тендер - это "лучше", а может быть, стоит поискать более быстрые способы трансформировать деньги в отремонтированные дома, не отказываясь при всем этом, разумеется, от должного финансового контроля.

Если регион не получает собственного млрд, это - утраты определенных подрядных бригад. Если не создаются ТСЖ - не генерируются новые бизнесы в виде управляющих компаний. Бизнес должен вынудить местные власти акционировать либо приватизировать МУПы.А если плохо?

Местное звено так просто не раскачаешь. Феномен: губернатору - нужно (его за ветхое жилище ругают), людям - нужно, МУПы, а если с ними в спайке глава местного самоуправления - заинтересованы в сохранении статус-кво.

Ссылаясь на "изношенность инфраструктуры", просим средств, за их не отчитываемся, сразу вешаем на людей все убытки. Надежда - на позицию бизнеса. Монополизм и смычка местной власти с местными же МУПами - явление вообщем повсеместное.

Если на низовом звене "все отлично", сама по для себя картонная работа - это месяц. Кстати, на веб-сайте фонда - http://www.fondgkh.ru - не так давно расположили 250 ответов конкретно на "бумажные" вопросы, консультации по телефону - не ограничены.

Заслуживает также внимания практика, когда бизнесы делают управляющие компании, не имея еще ни 1-го клиента в лице ТСЖ, и агитируют хозяев квартир таковые создавать. Приватизация МУПов - естественно, самый нездоровой сюжет.

Существует мировоззрение, что бизнес не станет вкладываться в таковой актив, но в Фонде с этим не согласны. "Сколько вы платите за квартиру? А ваш дом в целом?

За эти средства стоит побороться, и желающие есть, другое дело, что акционирование либо приватизация может тормозиться главой местного самоуправления", - гласит один из профессионалов, близких к процессу. Шаг 3: для подрядчиков

Как объясняет директор фонда Константин Цицин, метод получения средств регионами детально прописан в 185-м законе. Обитатели определенного дома, который нуждается в ремонте, должны организоваться в ТСЖ и навести заявку в муниципалитет.

Оттуда заявки направляются региональным властям, которые оставляют адресную программку и подают заявку в фонд. В случае, если заявка соответствует требованиям вышеупомянутого закона, фонд принимает положительное решение и направляет по системе казначейства средства по обратному маршруту властям региона, которые переправляют их муниципалитетам.

Муниципальным чиновникам дается 7 дней на то, чтобы уведомить соответствующие ТСЖ, которые за 30 дней должны открыть счета, на которые им поступят деньги из местного бюджета. И, наконец, у органа есть 6 дней, чтобы эти деньги упали на счет ТСЖ.

Шаг 2: для местного самоуправления Понятно, что эти задачки решаются конкретно на низовом уровне. Первенец - Челябинск - привел в порядок низовое звено еще в прошедшем году.

Но в стране есть регионы, где органы местного самоуправления не сформированы вообщем. О ней - разговор особый. Столичные власти активно критикуют программу, говоря, что цифры "смехотворны", а условия "жестоки".

В Москве есть собственная программа ремонта ценой 40 миллиардов рублей. Федералы могли бы добавить к ней еще 8 миллиардов (это - данные фонда, в столичном правительстве считают почему-то, что город может рассчитывать лишь на 2), однако в данном случае вся сумма в 48 миллиардов будет администрироваться по 185-му закону.

Прося денег, он должен отдавать себе отчет, освоит ли их, подчеркивают в фонде. Резюме: перспективы проекта В фонде называют 30-35 регионов, которые окажутся в программе наверняка уже в этом году.

Калуга, Ростов-на-Дону, Кемерово, Нижний Новгород получат деньги "вот-вот". В то же время сам г-н Цицин рассчитывает увидеть до 1 января "практически все регионы, кроме, может быть, Москвы".

Лишенный финансирования в связи с нарушениями положений закона регион не сможет претендовать на его возобновление. В фонде не скрывают, что "упавшие с неба" деньги могут создать нехватку стройматериалов и бригад, но надеются, что возможный рост цен на материалы и услуги будет компенсирован ростом конкуренции среди подрядчиков.

В конечном счете, если губернатор видит, что местные власти отдали все "своим", а те не справляются - пусть заставляет их искать других. Процедура проведения тендера длинна, тендер уведет момент начала ремонта в зиму.

А тут есть одна тонкость: "Регион, не завершивший вовремя, другими словами до конца года, освоение средств, лишается дальнейшего финансирования", говорит г-н Цицин. Правда, при всем этом он уверяет, что недостроев не будет: деньги отпускаются на ремонт конкретных объектов - "от и до".

Но - не будет новых объектов."Это и есть подлинная причина позиции Москвы, - говорит просивший не раскрывать его имени эксперт. - Столица не желает пускать контролеров со стороны даже ради надбавки в 8 миллиардов. Естественно, власти сами выбирают компании, которые получат заказ.

Москва окажется в числе участников программы лишь при условии, если мэрия согласится с необходимостью объясняться в федеральном правительстве". В то же время эксперты говорят, что Москва и так получит от программы свое.

Московский строительный бизнес войдет в часть регионов, где не хватит своих игроков. Но если Москвы в программе не будет, в 2011 году эти 8 миллиардов будут перераспределены. Московская область вероятнее всего войдет в программу в этом году.

Проблема Московской области - в невероятном количестве муниципальных образований. Эксперты резюмируют, что 185-й закон открывает для бизнеса отличное поле деятельности. "На месте бизнесменов я бы землю рыл, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время, - говорит один из экспертов, - и активнее контактировал бы с фондом, если есть проблемы с открытием бизнеса, допуском к объектам и т.д.".

Управдом 14.02