Новости

Александр Васильев: "интерьер - это зеркало души"

07.08.2012
Александр Васильев:

Российский стиль и парижский лоск. В интерьерах Александра Васильева есть и то и это. Узнаваемый историк моды, театральный сценограф и декоратор, он занялся интерьерами посреди 90-х.

Все сделанные им работы неописуемо шикарны, в их нет места прохладному хай-теку либо кричащему фолку. Элегантность - главное кредо маэстро. Последние пару лет у Александра есть собственная студия в Москве, где он и провозгласил нам встречу.

- Александр, вы довольны своим домом? - Очень. У меня четыре дома: квартира в Москве на Фрунзенской набережной, родовое имение в Литве, благоприобретенное имение в Оверне, центре Франции, и квартира в Париже. - Эти дома похожи друг на друга?

- Что вы, нисколечко, но их соединяет воединыжды страсть к старине. Я не люблю новации, я всегда не мог терпеть миниатюризм, офисный стиль. Меня это не завлекает.

Все мои интерьеры обставлены в стилях прошедших веков, они имеют свою душу и необязательно связаны меж собой. Поначалу ко мне вереницей потянулись клиенты во Франции. Когда же я стал нередко ездить в Россию, здесь же подоспел российский клиент.

И все это побудило меня открыть студию "Интерьеры Александра Васильева". Фото парижской квартиры появилось в южноамериканском журнальчике Architectural Digest, английском - The World of Interiors - ведущем мировом журнальчике в области интерьеров, французском - Figaro Madame, в его особом выпуске, посвященном интерьерам.

Мне это отдало такую потрясающую рекламу, что с середины 90-х годов ко мне стали обращаться люди с тем, чтоб я сделал им интерьер квартиры, пригородного дома, коттеджа, кабинета. Ранее я украшал только спектакли, на моем счету их более 150.

В парижской квартире романтичный стиль, стиль начала XIX века. При этом этот интерьер был таковой удачный, что его выпустили все ведущие журнальчики, посвященные интерьерам. Это не моя фантазия, а нагой факт.

Хотелось удовлетворить всевозрастающие потребности российского рынка в стильном интерьере. Так как безвкусного интерьера за период русских времен наелись все.

На данный момент у Александра Васильева не просто студия, а целое предприятие, которое занято оформлением гостиниц, кабинетов, бутиков и жилых пространств. В студии работает около 30 человек. Мы часто мешаем итальянское и французское, английское и скандинавское.

Хотя оно вместе никак не идет. Часто боимся цвета, хотя наши, русские традиции - это яркие тона. Но мы не можем и не умеем сочетать цвета в интерьере.

Но интерьер - это зеркало души, то, что я создаю - это уникальный интерьер, ведь я совершенный противник массовости. Ко мне тянутся люди нередко умственные, которые готовы доверить мне создание атмосферы в своем доме.

Мои клиенты являются уже сформировавшимися личностями, потому когда я работаю с ними, я работаю сначала как психолог. Не иду у их на поводу, но понимаю их вкус. Поначалу нужно узнать внутренний мир владельца либо хозяйки.

Их кругозор и отношение к жизни, возлюбленные цвета, эры, если они у их есть, возлюбленные запахи. Позже я должен быть творцом, но я не работаю в одиночку, со мной трудится сильно много людей, которые рисует наброски, подбирают ткани, мебель, заказывают их в Италии, Франции.

Услуг огромное количество, все находится в зависимости от способностей клиента. Я не могу сказать, что есть некий стандартный набор. Есть люди, которые интересуются только люстрами либо паркетами. Совершенно не так давно государь Юдашкин заказал у нас две люстры.

К огорчению, из этических суждений я не могу именовать всех собственных клиентов. Если в России найдется хоть один человек, который скажет, что в его карьере было что-то подобное, я с удовольствием пожму его руку.

Но без лишней скромности могу сказать: я совершенно уверен, что на русском рынке это уникальный пример профессионализма. У нас, действительно, много школ, которые готовят дизайнеров интерьеров, они приходят на мои лекции, но их опыт не выходит за рамки этой или другой страны, в какой они пожили.

Дом должен быть обитаемым и одновременно необитаемым островом в океане. Гармония форм, цветов, освещения и запахов должна составлять неразрывное целое. Вопрос воспитания клиента, видимо, стоит перед каждым дизайнером.

Мои клиенты мне абсолютно доверяют. Они приходят ко мне так как им нравится времяпрепровождение со мной. Им очень приятно, что их декоратор - знаменитость.

Им нравится, что во мне они могут найти интеллектуального собеседника, который не мыслит категориями "это будет классно", "это будет супер", "это будет потрясно". Я так не говорю и не строю свои суждения.

Характеристика вроде - "теща видела, ей понравилось" - это не критерий суждения для меня. Понимаете, все интерьеры всегда трудоемки в уходе. И еще на уровне идеи мы должны думать о том, как потом будем ухаживать за вещами.

Ведь я часто использую ткани на стенах, поэтому необходим уход за тканями, уход за занавесками, добавим сюда уход за бронзой и за мебелью. Я совершенно против того, чтоб мою работу просто оценивали соседи и, разводя руками, говорили: "Мы такого не видали".

Они в своей жизни вообще могли ничего не видать, это находится в зависимости от кругозора людей. Бывают люди, которые дальше своего микрорайона не ездили. А бывают те, кто посетил все известные замки и дворцы, пожил в красивых домах.

Что ж, приходится вникать даже в это. С меня корона не упадет", - шутит Александр. - А что вам критерий оценки созданного интерьера?

- Его должны оценить профессионалы-дизайнеры, авторитетные в этой области люди. Перевозка и растаможка мебели и сантехники, их доставка на дом и монтаж тоже находятся в поле зрения сотрудников студии. "Клиенты доверяют мне абсолютно все мелочи.

Доходит до смешного. Они спрашивают меня, на какой высоте будет находиться держатель для туалетной бумаги. Причем, судя по заказам клиентов, они тоже знают в этом толк.

К Александру обращаются с просьбой драпировать кроватку для маленькой собачки или сделать балдахин для той-терьера. - По-вашему, красивый интерьер может быть практичным? И что вам практичный интерьер? - О, конечно, может.

- Вы гласили о том, что сначала изучаете интересы своих клиентов. А какова сила вашего воздействия? Вы можете внушить или удивить клиента, можете указать ему какие-то нюансы оформления, о которых он даже не догадывается?

- И первое, и второе, и третье. Своему клиенту я хочу создать атмосферу, которая бы уводила его в другой мир, несвязанный с каждодневным пребыванием в транспорте, в пробке, в банке, в офисе.- Александр, вы ярый противник хай-тека, как вы относитесь к эклектике?

Ведь это тоже веяние современной моды? - Очень хорошо, так как эклектика в интерьере бывает чрезвычайно важна. Конечно, не все можно соединить.

Никак нельзя соединить готику и рококо. Зато можно соединить английский стиль и китайский, провансальский стиль и элементы русского декора, можно красиво соединить испанское с северо-американским, скандинавские формы с элементами турецкого дизайна.

Потому что я являюсь историком моды, для меня очень важен верный исторический подход. Сегодня в распоряжении Александра Васильева 50 тысяч видов тканей, включая шелка ручной работы. Драпировки - любимая деталь созданных Александром интерьеров.

Я принадлежу к такому типу людей. - Вы космополит? - Абсолютный. Я был в 55 странах, говорю на семи языках, работал в 25 странах мира. Я все-таки рассчитываю, что созданные мною интерьеры увидят многие.

Конечно, бывают заказы только эскизов, а бывают заказы с сопровождением, при моем личном участии. При "Интерьерах Александра Васильева" работает архитектурное бюро, в каком клиенту предложат техническое воплощение идей маэстро.

Иными словами, реализацию дизайн-проекта под ключ: начиная с перепланировки и подготовки всех необходимых разрешительных документов и заканчивая изготовлением штор и заказом подсвечников и светильников.Но что значит практичный интерьер? Практичный интерьер может быть во дворце и в маленькой однокомнатной квартире.

Все находится в зависимости от бюджета. Кто-то может получить практицизм благодаря магазину ИКЕА и будет очень счастлив. Там, действительно, для маленького бюджета, на мой взгляд, прекрасный выбор.

Тот, кто избегает серийности, приходит ко мне. Меня очень интересует возможность дать клиентам невиданное, не выходя за рамки хорошего вкуса. Так как вкус - это то, что у нас страдает.

Планируется открытие филиалов в других городках, первым на очереди стоит Санкт-Петербург. - Александр, а какой он, российский клиент? - Различный. Есть посреди российских клиентов и ознакомленные люди, есть сирые.

Есть люди, которые много путешествовали и лицезрели, но лицезрели нередко только гостиницы и поэтому требуют интерьеров в стиле какого-либо отеля, не понимая, что в этом нет никакой особенности. А ведь он не должен быть скучным, должен радовать нас и летом, и зимой. Беседовала Лилия Лобанова

МЫ-СЛАВЯНЕ